Тестовый материал

Тестовый материал

1. Всвоемповедениивжизнинужнопридерживатьсяследующихпринципов:
1. «Главное – здоровье». Нужно делать все, чтобы беречь его.
2. «Время – деньги».

Нужно стремиться больше заработать.
3. Свободное время нужно отдавать своим друзьям.
4. Никогда не сидеть без дела; а если его нет, то нужно искать.
5. Нужно постоянно делать добро, и тогда, когда это нелегко.
6. Нужно постоянно стремиться быть впереди других.
7. Нужно стремиться понимать искусство, приобретать больше разных знаний.
8. Нужно стремиться открыть что-то новое, что-то изобрести, создать.
2. Всвоемотношениикработеиучебенужнопридерживатьсяследующихпринципов:
1. Работа – это вынужденная необходимость; если есть возможность, то лучше не работать.
2. Если в группе возникает конфликт, то лучше не вмешиваться.
3. Я бы хотел, чтобы не месте учебы и на работе было как дома, удобно и красиво.
4. Главное – завоевывать авторитет и признание.
5. На работе нужно активно стремиться к продвижению, росту.
6. Нужно приобретать больше знаний и умений, чем это требуется учебной программой.
7. В учебе всегда можно найти интересное, то, что может увлечь.
8. Нужно не только увлечься самому, но и увлечь других.
3. Средимоихделвсвободноеотколледжавремябольшоеместозанимаютследующие:
1. Текущие домашние дела, помощь в семье.
2. Отдых и развлечения (телевизор, кино, прогулки и пр.).
3. Встречи с друзьями и знакомыми.
4. Общественные дела (напишите какие именно).
5. Занятия с детьми (не обязательно с собственными).
6. Учебные занятия.
7. Увлекающее меня занятие – «хобби» (напиши, что именно).
8. Занятие, которое дает мне возможность заработать.
4. Вколледжеуменямноговременизанимаютследующиедела:
1. Непосредственные учебные занятия (лекции, семинары, практикум и пр.).
2. Общение по делам (переговоры, выступления и пр.).
3. Разговоры, не связанные с учебой и общественными делами.
4. Общественная работа (напишите, какая именно).
5. Самостоятельные занятия.
6. Занятия в кружках, секциях, обществах (напишите, в каких именно).

7. Помощь другим студентам в учебе и других делах.
8. Свободное время, когда можно отдохнуть, погулять, поболтать.
5. Еслибыпятницасталанеучебнымднем,ябыпотратилэтотденьнато,чтобы:
1. Отдыхать.
2. Проводить время с друзьями и знакомыми.
3. Развлекаться.
4. Помогать в семье в различных домашних делах.
5. Участвовать в общественных мероприятиях (напишите, в каких именно).
6. Все равно заниматься учебой.

7. Читал бы художественную литературу.
8. Заниматься своим увлечением – «хобби».
6. Еслибымнеразрешилизаниматьсяполностьюпосвободнойпрограмме,ябы основноевремяпосвятил:
1. Занятиям на лекциях, семинарах и практических занятиях в том же объеме, но по своему выбору.
2. Свободному обсуждению различных учебных тем с теми преподавателями и студентами, которых сам бы для этого выбрал.
3. Слушал бы, что придется и обсуждал все это.
4. Общественной работе (напишите, какой именно).
5. Самостоятельным занятиям по повышенной программе (напишите, чем именно).
6. Занятиям в кружках и секциях (напишите, в каких именно).
7. Помощи другим студентам в учебе и других делах.
8. Больше времени посвящал бы отдыху на свежем воздухе.
7. Ячасторазговариваюсдрузьямиизнакомыминатакиетемы:
1. О том, как интересно и приятно провести время.
2. Об общих знакомых.
3. О том, что слышу вокруг от окружающих.
4. О том, как пробиться в жизни, не быть хуже других.
5. Об учебных делах и увлечениях.
6. О своих увлечениях – «хобби».
7. О том, чтобы придумать что-нибудь возбуждающее, требующее усилий.
8. О жизни, книгах, искусстве.
8. Благодаряколледжуясейчасимеювсвоейжизни:
1. Привычную обстановку в которой мне нравится бывать.
2. Уважение среди окружающих.
3. Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.
4. Постоянно узнаю что-то новое, интересующее меня.
5. Чувство, что я могу приносить пользу.
6. Возможность развивать свои способности.
7. Полезные для жизни умения.
8. Возможности для получения перспективной работы.
9. Большевсегомнехочетсябыватьвтакомобществе:
1. Где шумно и весело.
2. Где красиво, уютно, приятно.
3. Где можно решить какие-то дела.
4. Где тебя уважают, признают лидером.
5. Где можно приобрести новых друзей.
6. Где бывают известные люди.
7. Где занимаются каким-то общим делом: что-то создают, изучают и т.п.
8. Где можно показать свои способности: артистические, художественные, свои знания и т.д.
10. Мнехотелосьбы,чтобывколледжеинаработерядомсомнойбылитакиелюди:

1. С которыми имеется взаимная симпатия.
2. С которыми можно поговорить на разные темы.
3. Которым я сам могу в чем-то помогать.
4. Которые знают много полезных, практических вещей: где что можно достать, как заработать денег.
5. Которые имеют авторитет и уважение среди окружающих.
6. Которые знают, как нужно вести себя в разных ситуациях.
7. У которых есть интересные мысли, новые идеи.
8. Которые готовы поддержать тебя в трудных ситуациях.
11. Ядумаю,чтосейчасимеювсвоейжизнивдостаточнойстепени:
1. Материальное благополучие.
2. Возможности для интересных развлечений.
3. Хорошие, спокойные домашние условия.
4. Достаточно друзей и возможности проводить время в обществе.
5. Чувство уважения и симпатии со стороны окружающих.
6. Самостоятельности, возможности поступать так, как считаю верным.
7. Чувство, что приношу определенную пользу (напишите, что именно).
8. Что-то умею, что важно для жизни (напишите, что именно).
12. Благодарясвоемутрудуиспособностямяимеюкнастоящемувремени:
1. Много знаний и полезных умений.
2. Чувство спокойствия и уверенности в жизни.
3. Много интересных встреч и бесед.
4. Занятие, которое меня увлекает.
5. Чувство, что я достигну в будущем того, чего хочу.
6. Авторитет и уважение среди окружающих.
7. Достаточную самостоятельность и независимость.
8. Умение самостоятельно заниматься и работать.
13. Большевсегомненравятсятакиесостояниянастроения:
1. Состояния покоя, отдыха, когда не нужно думать о насущных заботах.
2. Когда кругом комфортное, удобное, приятное окружение.
3. Когда кругом оживление, веселая суета.
4. Когда мне предстоит провести время в приятном обществе.
5. Когда испытываю чувство соревнования, активности, риска.
6. Когда испытываю чувство активного напряжения и ответственности.
7. Когда погружен в свою работу.
8. Когда включен в совместную с другими работу.
14.Когдаменяпостигаетнеудача,неполучаетсято,чтояоченьхочу:
1. Я расстраиваюсь и долго переживаю.
2. Стараюсь переключиться на что-нибудь другое, приятное.
3. Теряюсь, не знаю, что делать, злюсь на себя.
4. Злюсь на то, что мне помешало.
5. Стараюсь оставаться спокойным, и обычно мне это удается.
6. Пережидаю, когда пройдет первая реакция, чтобы спокойно проанализировать, что произошло.
7. Стараюсь понять, в чем я сам был виноват.
8. Стараюсь поправить причины неудачи и поправить положение.
Обработка результатовтеста
Ответы испытуемого переводятся в баллы:
? «++» – 3 балла,
? «+» – 2 балла,
? «=» – 1 балл,
? «-» или «?» – 0 баллов.

Вариант для учащихся

123456
aППППКД
bП,ПРККООО,Д
cОКОК,ОКК,О
dДСОД*Д,ОД*П,ОДД,ОД*
eОДСП,ОДДРОД*ДР*
fСДРДРД, ОД*ДД*
gДРДРД*ОДДРОД
hДРОДП,ДКД*К
ОжидРбидОжреРбреОжидРбид

Примечание:
* – звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.
Описаниешкалтеста
Шкалы мотивационногопрофиля:
? П- поддержание жизнеобеспечения,
? К– комфорт,
? С – социальный статус,
? О – общение,
? Д – общая активность,
? ДР– творческая активность,
? ОД – общественная полезность.
Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:
? Ож– общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,
? Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;
? ид– «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;
? ре– «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.
Шкалы эмоциональногопрофиля:
? Эст– направленность на эмоциональные переживания стенического типа;
? Эаст– направленность на эмоциональные переживания астенического типа;
? Фст– стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;
? Фаст– астенический тип переживания фрустрации.

После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в следующей таблице:

ПКСОДДРОДЭФ
Ожид
Ожре
Рбид
Рбре

Шкала коррекции
Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым
существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.
Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g – о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит.

Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.
Интерпретациярезультатовтеста
На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования
можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.
Типы мотивационногопрофиля:
Прогрессивный– характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД)–(П+К+С) gt;=5баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Также характерен для личности с социально направленной позицией.
Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.
Импульсивный– характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика – количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.
Экспрессивный– характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно
по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.
Уплощенный– характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно
– плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.
Типы эмоционального профиля:
Стенический– характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (ЭствышеЭаст), так и в фрустрационном поведении (ФствышеФаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.
Астенический– характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст вышеФст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.
Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения
(Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст).

Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.
Смешанныйастенический– характеризуется стенической эмоциональностью (Эствыше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (ФаствышеФст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.
При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.
Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» – поддержание жизнеобеспечения. При высоком
«идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» – стремление к комфорту, – при этом
«идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение. Профиль, характеризующий учебнуюсферу(«Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с
7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим – в части Д, ДР,
ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.
В эмоциональномпрофиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.

тестовый материал
тест по теме

Задания для проведения тестирования для студентов 1 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
test_itogovyy_istoriya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по истории (1 семестр)

а) реальное событие прошлого

б) историческое время и историческое пространство

в) историческая судьба общественной жизни народов

  1. Источник, позволяющий исследовать материальные основы человеческой жизнедеятельности
  1. Антропология наука изучающая
  1. Лингвистика занимается исследованием

б) первоначальный род

  1. В каком веке земледельцы заселили Двуречье
  1. В каком году основан Рим
  1. В III веке до н. э. Рим столкнулся
  1. В каком году Западная Римская империя пала
  1. Участники грабительских походов это

а) населённое крестьянами земельное владение, пожалованное господином

б) вера в существование духов, одухотворение сил природы

в) работы крестьян в хозяйстве феодала

  1. Хронологические рамки первого крестового похода
  1. В каком году согласно летописи славяне призвали варягов
  1. Кто захватил Киев в 882 году
  1. Первое столкновение русских с монголами произошло в
  1. Когда произошло Ледовое побоище
  1. Назовите год возвышения Москвы
  1. Крупнейший летописный свод Киевской Руси

а) Повесть временных лет

б) Русская правда

  1. В каком году была организована типография
  1. Первая в истории Европы буржуазная революция произошла в
  1. В каком году Франция была провозглашена республикой
  1. Хронологические рамки опричнины
  1. Кто возглавлял восстание в 1606 году

б) Иван Болотников

в) Василий Шуйский

  1. В каком году произошёл «медный бунт»
  1. «Табель о рангах» был издан

1- а, 2-б, 3-в, 4 -а, 5 -б, 6-а, 7-б, 8-а, 9-в, 10-в, 11-а, 12 -а, 13- б, 14 -а, 15 -а, 16 -б,

17 — а, 18 -а, 19 -в, 20- а, 21 -а, 22 – б, 23 -б, 24 -б, 25 -а

Тест по истории (2 семестр)

  1. Кто проводил политику «просвещённого абсолютизма»

в) Анна Иоанновна

  1. Когда произошёл дворцовый переворот

а) 28 июня 1762 год

б) 21 апреля 1785 год

в) 31 июля 1767 год

  1. В каком году стала издаваться первая печатная газета «Ведомости»
  1. Московский университет был создан
  1. Указ об «обязанных крестьянах» был принят
  1. Академия наук была создана
  1. Где начался промышленный переворот в 60-е гг. XVIII века

б) в Северной Америке

  1. Когда был заключён Тильзитский мир

а) 25 июня 1807 г.

б) 16 мая 1812 г.

в) 12 июня 1812 г.

  1. Манифест, возвещавший об отмене крепостного права в России был принят

а) 20 ноября 1864 года

б) 1 января 1874 года

в) 19 февраля 1861 года

  1. Кто отменил крепостное право в России
  1. Кто был назначен на пост военного министра в 1861 году
  1. В каком году начались аресты представители еврейской интеллегенции

а) к славянофилам

в) к почвенникам

  1. Годы правления Александра II
  1. В каком году была открыта Америка
  1. Кто входил в союз «Антанта»

а) Франция, Россия, Англия

б) Россия, Германия, Бельгия

в) Англия, Франция, Италия

  1. Начало первой русской революции

а) 9 января 1905 год

б) 15 июня 1920 год

в) 22 июня 1812 год

  1. Когда была создана первая Государственная дума
  1. Указ о свободном выходе крестьян из общины был издан
  1. Кто командовал Красной Армией против антоновцев

а) М. Н. Тухачевский

  1. Сколько стран объединила ООН в 1985 году
  1. В каком году СССР был принят в лигу наций
  1. В каком году СССР и Франция заключили двусторонний договор о взаимопомощи в случае нападения любого агрессора
  1. В каком году Германия оккупировала Австрию
  1. Назовите дату начала второй мировой войны

а) 1 сентября 1938 г

б) 22 июня 1941 г.

в) 1 сентября 1939 г

1-а, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-в, 10-б, 11-а,12-в, 13-а, 14-б, 15-б, 16-а, 17-а, 18-в, 19-б, 20-а, 21-а, 22-б, 23-б, 24-а,25-а

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый материал будет интересен как учащимся старших классов общеобразовательных школ, так и обучающимся ОУ НПО.Педагоги могут использовать материалы для проведения уроков по данной теме.

Тестовый материал будет интересен как учащимся старших классов общеобразовательных школ, так и обучающимся ОУ НПО.Педагоги могут использовать материалы для проведения уроков по данной теме.

Тестовый материал для обучающихся и воспитанников 4 класса специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида.

Публикация содержит тестовый материал по теме “Money matters” для специальности Экономика и бухгалтерский учёт.

Тестовые задания по предмету логистика .Материал предназначен для обучаемых 1 курса по профессии диспетчер A.Т.

Тестовый материал для специальности Социальная работа по теме “Social security in modern Russia&quot.

Тестовый материал для специальности Земельно-имущественные отношения (базовый уровень) по теме “Scientific and Technical Progress. Gadgets.&rdquo.

Применение тестовых заданий для контроля знаний обучающихся в системе профессионального образования

Дата публикации: 06.01.2020 2020-01-06

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Слободенюк Д. П. Применение тестовых заданий для контроля знаний обучающихся в системе профессионального образования // Молодой ученый. — 2020. — №1. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/archive/291/65914/ (дата обращения: 24.02.2020).

Прежде чем применять тесты для контроля знаний, надо определиться, как обучающиеся должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, или уметь выполнять какие — то задания, что — то определять, доказывать, то есть действовать как в известной им стандартной ситуации, так и в новой ситуации [15].

Тесты могут не только фиксировать рейтинг достижений при завершении семестра или учебного года, но выступать и как средство контроля знаний и умений обучающихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений, с упражнениями по актуализации (и в случае необходимости коррекции) этих знаний и умений, т. е. оптимально совмещать контроль и повторение. В учреждениях профессионального обучения можно использовать тесты трех видов: входные тесты (перед началом изучения профессионального модуля, МДК или отдельного раздела программы), промежуточные тесты (для проведения контрольных срезов внутри изучения темы, выявления проблемных вопросов, на которые впоследствии будет обращено более пристальное внимание, проведение тренировочных тестов перед итоговым контролем) и тесты итогового контроля [16].

К настоящему времени наиболее часто в профессиональной педагогике используется следующий подход к определению уровня сложности тестового задания, основанный на выделении четырёх уровней усвоения знаний (по В. П. Беспалько) [5]:

Первый, самый простой уровень — уровень узнавания. Все ответы представлены, обучающийся «узнаёт» правильный.

Второй, более сложный уровень — уровень распознавания, воспроизведения, алгоритмический. Обучающийся должен вписать правильный ответ, «воспроизвести» его.

Третий, самый сложный уровень, реализуемый в тестирующих системах — уровень применения знаний в привычных условиях, эвристический. Обучающийся выполняет задание в соответствии с известной стандартной методикой, используя знания теории.

Четвёртый уровень усвоения учебного материала невозможно выявить с помощью теста, для этого используется портфолио достижений, выполняются учебно-исследовательские проекты. Это уровень применения знаний в новых условиях, творческое применение знаний.

Главной задачей профессиональной подготовки, несомненно, является определение объёма и качества знаний, а также уровня умений и навыков будущего выпускника. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого [13, с.5].

Типы тестовых заданий по блоку «знания»:

– альтернативные вопросы (требуют ответа «да/нет»);

– вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);

– вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

– вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности по конечному результату):

– задания на стандартные алгоритмы (альтернативные, выбор из набора вариантов);

– выполнение определенных действий.

Типы тестовых заданий по блоку «умения»:

– задания на нестандартные алгоритмы;

– выполнение определенных действий.

Тесты можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест — разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т. д. [18, c. 7].

Требования к составлению тестов

Тест должен быть:

– краткосрочным (не требовать больших затрат времени);

– однозначным (не допускать произвольного толкования тестового задания);

– правильным (исключать возможность формулирования многозначных ответов);

– кратким (требующими сжатых ответов);

– удобным (пригодными для быстрой обработки результатов);

– стандартным (пригодными для широкого практического использования измерения уровня обученности, овладевающих одинаковым объёмом знаний на одном и том же уровне обучения);

– вопросы теста не должны содержать «ловушек»;

– многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

Затем составляется шкала отметок, в соответствии с которой оцениваются работы обучающихся. Шкалирование теста — это метод для определения системы преобразования индивидуальных необработанных баллов испытуемых в результате тестирования в баллы, которые окончательно сообщаются пользователям теста или тестовых программ [19].

Перед выполнением тестового задания необходимо провести краткий устный инструктаж по выполнению теста. Например, важно сообщить учащимся, чтобы при затруднениях в выполнении того или иного задания, они не теряли времени, а переходили к выполнению следующих заданий. Инструкция к тесту должна быть простая, краткая, содержащая информацию по каждому из пунктов.

Применение тестовых заданий для контроля обучающихся в системе профессионального образования позволяет:

– Эффективно использовать время занятий.

– Качественно оценить знания обучающихся.

– Освободить преподавателя от трудоёмкой проверки письменных работ.

– Повысить заинтересованность обучающихся в получении новых универсальных учебных навыков.

– В кратчайший срок проверить знания и умения больших групп обучающихся (оперативность получения обратной связи).

– Выявить проблемы при изложении и усвоении учебного материала.

– Применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми.

Возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов) [4, c.16].

На различных этапах занятия тестовые задания могут выполнять различные функции.

Этап проверки домашнего задания — проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.

Этап актуализации знаний перед изучением нового материала — с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют, какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.

Этап изучения нового материала — тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.

Этап первичной проверки усвоения изученного материала — используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок.

Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала — тестовый материал служит для закрепления полученных знаний и если нужно их корректировки.

Этапы контроля, самоконтроля и коррекции — с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности обучающихся [22].

В настоящее время реализация тестового контроля в профессиональном образовании организуется как для диагностирования текущего обучения, так и с целью итогового контроля уровня профессиональной подготовки. Используются практически все его виды: входной, текущий, промежуточный, итоговый [2].

Критериально ориентированные тесты позволяют преподавателям и мастерам производственного обучения определить уровень подготовленности обучающихся относительно полноты объёма знаний, необходимого для усвоения учебного материала. Тестовые задания представляются, в основном, в закрытой форме (с выбором вариантов ответов). Наиболее распространённым примером являются задания, состоящие из основы и четырех-пяти вариантов ответа, либо задания на восстановление последовательности. Реже конструируются задания смешанной формы.

Систематическое применение тестового контроля в профессиональной подготовке стимулирует обучающихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ, а также для закрепления полученных навыков на практике.

Составление тестов как метод закрепления учебного материала Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Людмила Алексеевна

Статья посвящена нестандартному использованию тестовой методики, в частности, составлению студентами вопросов к пройденному материалу в форме теста. Данная методика позволяет: подготовиться к контрольному тестированию; «вынужденно» повторить пройденный материал; самостоятельно изучить дополнительный материал по пройденным темам. Повторению и закреплению изученного материала также способствует обсуждение результатов проведенного тестирования. Высокие показатели в усвоении учебного материала подтверждаются контрольным тестированием.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимова Людмила Алексеевна

Compilation of tests as a method of teaching material consolidation

The article is devoted to the use of non-standard testing methods, in particular, drawing students‘ questions to the material covered in the form of test . This technique allows you to prepare for the control testing ; -compels‖ to revise the material covered and to study the additional material on the subjects covered. Recapitulation and consolidation of the learned material also contributes to the discussion of the testing results. Strong performance in material learning is supported by a control test .

Текст научной работы на тему «Составление тестов как метод закрепления учебного материала»

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ КАК МЕТОД ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Статья посвящена нестандартному использованию тестовой методики, в частности, составлению студентами вопросов к пройденному материалу в форме теста. Данная методика позволяет: подготовиться к контрольному тестированию; «вынужденно» повторить пройденный материал; самостоятельно изучить дополнительный материал по пройденным темам. Повторению и закреплению изученного материала также способствует обсуждение результатов проведенного тестирования. Высокие показатели в усвоении учебного материала подтверждаются контрольным тестированием.

Ключевые слова: тестовые технологии, закрепление учебного материала, творческая работа студентов.

В рамках модернизации учебного процесса на современном этапе особое внимание уделяется развитию системы тестирования и тестовых технологий как методов контроля качества подготовки обучающихся. Обычно тесты готовят преподаватели на этапе разработки программы или методических рекомендаций по своей дисциплине. Мы включили в данный процесс еще и студентов. Для этого было несколько оснований. Первое, что натолкнуло нас на данную идею – исследование специалистов в области педагогической физиологии. По их оценкам, эффективность различных режимов обучения распределяется следующим образом [2]:

– чтение текстового материала – 10 %

– восприятие информации на слух – 20 %

– восприятие визуальной информации – 30 %

– сочетание визуальной и аудио информации – 50 %

– обсуждение информации с другими – 70 %

– данные, полученные на основе собственного опыта – 80 %

– объяснение учебного материала другому – 90 %.

В разное время, пытаясь добиться эффективности обучения, мы уже использовали некоторые из этих режимов. Так, например, разрешалось выполнение творческих заданий в паре, что заметно повышало их результат. Но самых высоких показателей в усвоении учебного материала дало выполнение задания по составлению вопросов к пройденному материалу в форме теста.

Кроме этого, попутно были решены еще несколько проблем:

– подготовка студентов к контрольному тестированию;

– «вынужденное» повторение студентами пройденного материала;

– самостоятельное изучение дополнительного материала по пройденным темам.

При подготовке творческого задания по составлению тестов учитывались требования, которых придерживается большинство разработчиков, в частности, В.С. Аванесов [1], М.Б. Челышкова [4]. Исходя из них, всем студентам было выдано одинаковое домашнее задание:

– Используя лекции и дополнительную литературу, подготовить тесты по изучаемой дисциплине (или по отдельным темам).

– Тестов должно быть не менее двадцати пяти, в каждом – три варианта ответа с единственным правильным.

– Задания должны быть краткими и сформулированы в виде вопроса.

– Тесты должны быть самостоятельными, не дублировать друг друга.

– Ответы не должны вызывать тупиковых ситуаций.

– Недопустимы вопросы, содержащие умышленные «подвохи».

– Тесты должны быть выполнены по предлагаемому шаблону.

Выполненные студентами работы были нами проанализированы, и на

их основе составлен сводный тест, при этом использовались самые грамотные и оригинальные задания. Была унифицирована форма и стилистика теста. А также учтено то, чтобы в его заданиях как можно более полно отражался пройденный материал. Подготовленные таким образом тесты был использованы для проведения устного тестирования студентов, после которого были даны и обоснованы правильные ответы.

Как уже было сказано, подобная методика преследует несколько целей. И самая главная из них, которая, несомненно, достигается, – это повторение студентами пройденного материала, совершенно необходимое для составления тестов и для ответов на них. Повторению и закреплению изученного материала также способствует обсуждение результатов проведенного тестирования.

Тестологи утверждают [4], что объективность тестов зависит от качества тестовых материалов, и в этой связи настаивают на обязательной сертификации тестов, используемых в учебном процессе, особенно при итоговом контроле. Мы не можем согласиться с однозначностью данной позиции, хотя бы на том основании, что в случае использования в учебном процессе лишь сертифицированных тестов, до сих пор не было бы возможным тестирование по большинству специальных дисциплин, т.к. они не имеют сертифицированных тестов.

Вместе с тем, составление тестов преподавателями не только приветствуется, но и на многих кафедрах является обязанностью, о чем писалось выше. Преимущество такого подхода, на наш взгляд, бесспорно, так как при этом появляется возможность использования тестов не только в качестве контроля знания, но и в усвоении и закреплении учебного материала.

Отдельно стоит сказать о результатах работы студентов по составлению тестов. В самом общем виде она складывалась из оценки выполнения задания, предложенного преподавателем, и оценки, насколько полно отражен в тестах учебный материал. Первая часть просчитывалась легко – так как оценивались формальные требования, предъявляемые к

составлению тестов. Что касается их содержательной части, для ее оценки мы поэтапно рассматривали, насколько отражен в тестах пройденный учебный материал и как сформулированы задания, ответы на них.

В оценке тестов самая главная сложность – ее объективность. Мы не нашли всеобъемлющих критериев этой оценки, тестирование оценивалось нами по двухбалльной шкале: «удовлетворительно» (предъявляемым требованиям соответствуют более 75% тестов) и «неудовлетворительно».

Результативность описанной выше методики использования составления тестов в качестве закрепления учебного материала проверялась нами методом тестирования. Одни и те же итоговые тесты по дисциплине «Редакторская подготовка периодических изданий» (подготовленные преподавателем) были даны студентам, которые составляли тесты, и студентам, с которыми проводились только семинарские занятия.

Тест оценивался по немного видоизмененной шкале, предложенной В.А. Скакуном [3]: коэффициент > 0,9 – «отлично»; коэффициент 0,8. 0,9 -«хорошо»; коэффициент 0,7.0,8 – «удовлетворительно»; коэффициент

Тестовый материал

Инструкция

Анкета для определения типа трудовой мотивации работника.

Тест-опросник: Мотивация и стимулирование персонала.

Данный тест-опросник выявляет существующие, как самые эффективные, так и наименее желательные методы стимулирования, индивидуально для каждого работника. А также раскрывает способы самомотивации для самих сотрудников. Тест опросник проясняет, чем именно привлекает данная работа, какие плюсы она дает работнику сейчас и какие он может получить в дальнейшем, для получения удовлетворения от самой работы и лучшей самореализации.

Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов, которые для него приведены. В каждом вопросе есть примечание, сколько вариантов ответа Вы можете дать. Большинство вопросов требуют дать только один или два варианта ответа.

Если в таком вопросе Вы выбираете какой-то из приведенных вариантов, обведите кружком цифру, нумерующую этот ответ. Если ни один из вариантов Вас не устраивает, напишите Ваш ответ сами в поле “другое”.

1. Ваша позиция в организации: 1) управляющий 2) служащий 3) рабочий

2. Ваш пол: 1) мужской 2) женский

3. Ваш возраст: ____ лет

4. Как долго Вы работаете в данной организации? ____ лет / ____ месяцев

5. Что Вы больше всего цените в своей работе? Дайте один или два ответа

1. Что я в основном сам решаю, что и как мне делать.

2. Что она дает мне возможность проявить то, что я знаю и умею.

3. Что я чувствую себя полезным и нужным.

4. Что мне за нее относительно неплохо платят.

5. Особенно ничего не ценю, но эта работа мне хорошо знакома и привычна.

6. Другое: ____________________________________________________________

6. Какое выражение из ниже перечисленных Вам подходит более всего?

Дайте только один ответ

1. Я могу обеспечить своим трудом себе и своей семье приличный доход.

2. В своей работе я – полный хозяин.

3. У меня достаточно знаний и опыта, чтобы справиться с любыми трудностями в моей работе.

4. Я – ценный, незаменимый для организации работник.

5. Я всегда выполняю то, что от меня требуют».

6. Другое: ____________________________________________________________

7. Как Вы предпочитаете работать?

Дайте один или два ответа

1. Предпочитаю делать то, что знакомо, привычно.

2. Нужно, чтобы в работе постоянно появлялось что-то новое, чтобы не стоять на месте.

3. Чтобы было точно известно, что нужно сделать и что я за это получу.

4. Предпочитаю работать под полную личную ответственность.

5. Готов(а) делать все, что нужно для организации.

6. Другое: ____________________________________________________________

8. Допустим, что Вам предлагают другую работу в Вашей организации. При каких условиях Вы бы на это согласились?

Дайте один или два ответа

1. Если предложат намного более высокую зарплату.

2. Если другая работа будет более творческой и интересной, чем нынешняя.

3. Если новая работа даст мне больше самостоятельности.

4. Если это очень нужно для организации.

5. Другое: ____________________________________________________________

6. При всех случаях я бы предпочел (предпочла) остаться на той работе, к которой привык (привыкла).

9. Попробуйте определить, что для Вас означает Ваш заработок?

Дайте один или два ответа

1. Плата за время и усилия, потраченные на выполнение работы.

2. Это, прежде всего, плата за мои знания, квалификацию.

3. Оплата за мой трудовой вклад в общие результаты деятельности организации.

4. Мне нужен гарантированный заработок – пусть небольшой, но чтобы он был.

5. Какой бы он ни был, я его заработал(а) сам(а).

6. Другое: ____________________________________________________________

10. Как Вы относитесь к перечисленным ниже источникам дохода?

Дайте ответ по каждой строке: поставьте галочку в той колонке, которая больше всего соответствует Вашему мнению

Очень важноНе очень важноСовсем не важно
1. Заработная плата и премии, пенсии, стипендии
2. Доплаты за квалификацию
3. Доплаты за тяжелые и вредные условия
4. Социальные выплаты и льготы, пособия
5. Доходы от капитала, акций
6. Любые дополнительные приработки
7. Приработки, но не любые, а только по своей специальности
8. Доходы от личного хозяйства, дачного хозяйства
9. Выигрыш в лотерею, казино и пр.

11. На каких принципах должны строиться отношения между работником и организацией? Дайте только один ответ

1. Работник должен относиться к организации как к своему дому, отдавать ей все и вместе переживать трудности и подъемы. Организация должна соответственно оценивать преданность и труд работника.

2. Работник продает организации свой труд, и если ему не дают хорошую цену, он вправе найти другого покупателя.

3. Работник приходит в организацию для самореализации и относится к ней, как к месту реализации своих способностей. Организация должна обеспечивать работнику такую возможность, чтобы извлекать из этого выгоду для себя и на этой основе развиваться.

4. Работник тратит на организацию свои силы, а организация должна взамен гарантировать ему зарплату и социальные блага.

5. Другое: ____________________________________________________________

12. Как Вы считаете, почему в процессе работы люди проявляют инициативу, вносят различные предложения? Дайте один или два ответа

1. Чувствуют особую ответственность за свою работу.

2. Из-за стремления реализовать свои знания и опыт, выйти за установленные работой рамки.

3. Чаще всего из-за желания улучшить работу своей организации.

4. Просто хотят «выделиться» или завоевать расположение начальства.

5. Хотят заработать, поскольку всякая полезная инициатива должна вознаграждаться.

6. Другое: ____________________________________________________________

13. Какое суждение о коллективной работе Вам ближе? Дайте один или два ответа

1. Коллектив для меня очень важен, одному хороших результатов не добиться.

2. Предпочитаю работать автономно, но также чувствую себя хорошо, когда работаю вместе с интересными людьми.

3. Мне нужна свобода действий, а коллектив чаще всего эту свободу ограничивает.

4. Можно работать и в коллективе, но платить должны по личным результатам.

5. Мне нравится работать в коллективе, так как там я – среди своих.

6. Другое: ____________________________________________________________

14. Представьте, что у вас появился шанс стать владельцем Вашей организации. Воспользуетесь ли Вы этой возможностью? Дайте один или два ответа

1. Да, так как я смогу участвовать в управлении организацией.

2. Да, потому что это может увеличить мой доход.

3. Да, так как настоящий работник должен быть совладельцем.

4. Вряд ли: на заработке это не скажется, участие в управлении меня не интересует, а работе это помешает.

5. Нет, не нужны мне лишние заботы.

6. Другое: ____________________________________________________________

15. Представьте, что Вы сейчас ищете работу. Вам предлагают несколько работ. Какую из них Вы выберете? Дайте один или два ответа

1. Наиболее интересную, творческую.

2. Наиболее самостоятельную, независимую.

3. За которую больше платят.

4. Чтобы за не слишком большие деньги не требовалось особенно «надрываться»

5. Не могу представить, что я уйду из нашей организации. .

6. Другое: ____________________________________________________________

16. Что Вы, прежде всего, учитываете, когда оцениваете успехи другого работника в Вашей организации? Дайте один или два ответа

1. Его зарплату, доходы, материальное положение.

2. Уровень его профессионализма, квалификации.

3. Насколько хорошо он «устроился».

4. Насколько его уважают в организации.

5. Насколько он самостоятелен, независим.

6. Другое: ____________________________________________________________

17. Если положение в Вашей организации ухудшится, на какие перемены в Вашей работе и положении Вы согласитесь ради того, чтобы остаться на работе? Можете дать любое число ответов

1. Освоить новую профессию.

2. Работать неполный рабочий день или перейти на менее квалифицированную работу и меньше получать.

3. Перейти на менее удобный режим работы.

4. Работать более интенсивно.

5. Соглашусь просто терпеть потому, что деваться некуда.

6. Другое: ____________________________________________________________

7. Скорее всего, я просто уйду из организации.

18 (1) Если Вы – РУКОВОДИТЕЛЬ, то, что Вас привлекает в этой должности больше всего? Дайте один или два ответа

1. Возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.

2. Возможность принести наибольшую пользу организации.

3. Высокий уровень оплаты.

4. Возможность организовывать работу других людей.

5. Возможность наилучшим образом применить свои знания и умения.

6. Другое: ____________________________________________________________

7. Ничего особенно не привлекает, за положение руководителя не держусь.

18 (2) Если Вы НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ, то хотели бы Вы им стать? Дайте один или два ответа

1. Да, поскольку это даст возможность принимать самостоятельные, ответственные решения.

2. Не против, если нужно для пользы дела.

3. Да, так как при этом я смогу лучше применить свои знания и умения.

4. Да, если это будет должным образом оплачиваться.

5. Нет, профессионал может отвечать только за самого себя.

6. Нет, руководство меня не привлекает, а хорошо заработать я могу и на своем месте.

7. Да, чем я хуже других?

8. Нет, это слишком большая нагрузка для меня.

9. Другое: ____________________________________________________________

Дата добавления: 2014-11-20 ; Просмотров: 504 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Тестовый материал

Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Описание теста

Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

В теоретическом обосновании авторы исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра»» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и в сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его активными мотивами.

Инструкция к тесту

«Внимательно рассмотрите предлагаемые Вам изображения и скажите, что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Если испытуемый затрудняется с ответом, ему предлагается вопрос: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Нa что способен человек с такой рукой? Назовите все варианты, которые можете себе представить».

  • Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.
  • Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.
  • При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке.
  • Держать рисунок-карточку можно в любом положении.
  • Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа проставляется его обозначение со знаком *4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.
  • Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п.
  • Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.
Тестовый материал





Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий.

  1. Агрессия (а). Рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие (щиплющая, дающая пощечину, давящая насекомое, готовая нанести удар и т.п.).
  2. Указание (у). Рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми (дирижирует оркестром, дает указание, читает лекцию, учитель говорит ученику: «выйди вон», милиционер останавливает машину и т.п.).
  3. Страх (с). Рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий; может восприниматься в качестве наносящей повреждение самой себе. В эту категорию также включаются ответы, содержащие тенденции к отрицанию агрессии (не злая рука; кулак сжат, но не для удара; поднятая в страхе рука; рука, отвращающая удар и т.п.).
  4. Эмоциональность (э). Рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность (дружеское рукопожатие; похлопывание по плечу; рука, гладящая животное, дарящая цветы; обнимающая рука и т.п.).
  5. Коммуникация (к). Рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.).
  6. Зависимость (з). Рука выражает подчинение другим лицам: участвует в коммуникативном действии в позиции “снизу”, успех которого зависит от благожелательного отношения другой стороны (просьба; солдат отдает честь офицеру; ученик поднял руку для вопроса; рука, протянутая за милостыней; человек останавливает попутную машину и т.п.).
  7. Демонстративность (д). Рука разными способами выставляет себя на показ, участвует в явно демонстративном действии (показывает кольцо, любуется маникюром, показывает тени на стене, танцует, играет на музыкальной инструменте и т.п.).
  8. Увечность (ув). Рука повреждена, деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям (раненая рука, рука больного или умирающего, сломанный палец и т.п.).
  9. Активная безличность (аб). Рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие (вдевает нитку в иголку, пишет, шьет, ведет машину, плывет и т.п.).
  10. Пассивная безличиость (пб). Рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения (лежит, отдыхая; спокойно вытянута; человек облокотился на стол; свесилась во время сна; и т.п.).
  11. Описание (о). В эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия (пухлая рука, красивая рука, рука ребенка, рука больного человека т.п.).

При категоризации возможна определенная однозначность, однако предполагается, что она не очень существенно влияет на окончательную интерпретацию. Ниже для иллюстрации приводится примерная форма протокола.

В первой колонке указывают номер карточки. Во второй – дается время первой реакций на карточку в секундах. В третьей – приводятся все ответы испытуемого. В четвертой – результаты категоризации ответов. Если экспериментатору приходится обращаться к испытуемому с уточнениями – это обозначается (об).

Протокол проведения теста

  • Испытуемый: Сергей А.
  • Пол: мужской.
  • Возраст: 21 год.
  • Образование: студент 3 курса, педагог.
  • Дата обследования: 21 ноября 1994 года.
КартаВремя начала реакцииОтветы испытуемогоРезультаты категоризации
1234
161. Объясняет что-то жестом, который стремится подчеркнуть что-то важноеК*4
281. Человек в страхе поднявший руки в целях защиты от нападенияС
2. Приказывает – встаньте!У
3. Если не сделаешь – ты мне не друг!У
4. Большой палец рукиПБ
331. Высмеивает кого-то, показывая пальцемА
2. Указывает на что-то
3. Подчеркивает сказанноеУ
4. Внушает свое желание кому-тоК
5. Указывает направление движенияУ
481. Просит милостынюЗ
2. Готов к дружескому рукопожатиюК
531. Выглядит уставшим, отдыхаетПБ
2. Может быть злым, ударить кого-либоА*3
631. Подчеркивает какой-то моментК*4
7101. Пожимает руку. Но почему левую? Может быть, он левша?Э
2. Возможно ударит кого-либо в лицо или другое место, если это не ребенокА
3. Просто вытянутая вперед рука – большой палец жесткийО
4. Спонтанный удар ребенка в запястьеА
8101. Милостыня, даваемая ребенкуЭ
2. Держит карандашО
3. Пишет ручкойАБ
4. Спокойно отдыхаетАБ
931. Подчеркивает момент, который обсуждалсяК
2. Стоп. Остановка машиныУ
3. Попытка меня ударитьС
4. Угрожающая рукаС
1041. Я прикасаюсь большим пальцем к носу. Это шутка, не пишите!З
2. Попытка остановить машинуУ*З

После категоризации подсчитывается число высказываний в каждой категории:

  • Коммуникация – 11
  • Указание – 9
  • Агрессия – 6
  • Страх – 3
  • Активная безличность – 2
  • Описание – 2
  • Эмоциональность – 2
  • Зависимость – 2
  • Пассивная безличность – 2

Итого: 39 баллов.

Максимальное число баллов, которое может набрать испытуемый, учитывая, что он дает по четыре ответа на каждую карточку – 40. Однако испытуемый может давать больше ответов по одним категориям и меньше по другим. В приведенном примере мы имеем больше четырех высказываний по категориям «Агрессия», «Указание», «Коммуникация» и не имеем высказываний по категориям «Демонстративность» и «Увечность».

  • Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.
  • Категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна.
  • Ответы, относящиеся к категориям «Демонстративность» и «Увечность», при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
  • Категории «Активная безличность» и «Пассивная безличность» в анализе также не участвуют, так как их влияние на агрессивность поведения не однозначно.

Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:

А = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),

То есть количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям.

Первый член формулы характеризует агрессивные тенденции, второй – тенденции, сдерживающие агрессивное поведение.

Сокращенная интерпретация результатов теста основывается на сравнении суммарного балла с тестовыми нормами и принятии решения об уровне агрессивности и актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза агрессивного поведения является доля ответов в категории «Агрессия» по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла.

Таким образом, 2-3 агрессивных ответа при полном отсутствии ответов типа социальной кооперации говорят о большой степени враждебности, чем множество таких ответов на фоне еще большего количества установок на доброжелательное межличностное взаимодействие. В рассматриваемом примере

То есть установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.

Важно, что значение имеет не только соотношение установок на социальную кооперацию и агрессию, но и то, какие именно тенденции противопоставляются конфронтации, что побуждает человека к сотрудничеству: страх перед ответной агрессией, чувство собственной неполноценности, зависимости или потребность в теплых, дружеских контактах с окружающими. Внешне сходное поведение в этих случаях имеет принципиально различные внутренние детерминанты. Данные об их природе можно получить при анализе удельного веса установок, которые противостоят агрессии (категории «Страх», «Коммуникация», «Эмоциональность», «Зависимость»).

Средние значения агрессивности и ее среднеквадратические отклонения по группам подростков и взрослых

Экспериментальные группыСреднее значениеСреднеквадратическое отклонениеЧисло испытуемых
1Взрослые-0,937,7930
2Подростки-0,5610,4430
3Хулиганы1,841,819
4Психопаты2,872,3815

Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемого. Для этого проводится анализ по всем категориям теста и определяется процентное соотношение ответов по отдельным категориям.

Интересная информация может быть получена при анализе ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности.

  1. Высокий процент ответов по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлениях истероидности, демонстративности (особенно у испытуемых мужского пола).
  2. Повышенный удельный вес ответов по категориям «Зависимость», «Увечность» и «Пассивность» характерен для больных с органической патологией мозга.
  3. Увеличение процента ответов по категории «Увечность» (если для этого нет объективных предпосылок) свидетельствует о наличии у испытуемого ипохондрических переживаний.
  4. Снижение числа ответов по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» интерпретируется как проявление гиперсензитивности испытуемого, т.е. лишь немногие внешние стимулы являются для него нейтральными и безличными.
  5. В том случае когда большую часть занимают ответы по категориям «Описание», «Пассивная безличность», можно сделать вывод о значительном снижении общего уровня активности испытуемого. Такое состояние может быть следствием астении, либо проявлением более глубоких изменений энергетики.
  6. Снижение числа ответов по категориям «Эмоциональность» и «Коммуникация», связанных с процессом обучения, говорит о необходимости обратить внимание психолога на сферу социальных контактов испытуемого, позволяет предположить наличие сложностей в этой области, отгороженности от окружающих, либо аутизации.

Анализ данных по выделенным параметрам имеет качественный характер и должен производится с большой осторожностью при достаточном опыте работы с методикой.

Области применения теста

Использование теста руки Вагнера может быть продуктивным не только при диагностике агрессивности, но и в некоторых других случаях.

  1. Для диагностики межличностных отношений. В этом случае инструкция видоизменяется. Испытуемого просят ответить на вопрос о том, что делает рука, изображенная на карточках, но при этом психолог говорит: «Представьте себе, что это рука Вашего друга (ребенка, мужа, жены, руководителя и т.п.)». Данный вариант дает возможность увидеть, какие тенденции и какой знак социальной направленности (положительный или отрицательный) приписываются партнеру и, таким образом, можно проанализировать актуальное отношение к нему испытуемого.
  2. Для диагностики кандидатов, выдвигаемых на руководящие должности. Если в процессе тестирования выявляется повышенный удельный вес ответов по категории «Указание» и одновременно незначительный процент установок на социальную кооперацию, то можно с большой вероятностью прогнозировать жесткую, авторитарную позицию будущего руководителя. При отсутствии ответов по категориям «Указание» и «Агрессия» и одновременном увеличении ответов по категориям «Зависимость» и «Страх» кандидат, скорее всего, проявляет себя как ведомый, зависимый, не способный отстаивать свою позицию.
  3. Для диагностики агрессивности различных групп преступников, прогноза открытого агрессивного поведения в криминальной психологии при проведении судебно-психологической экспертизы.

Читайте также:  Парень Своими Руками Привел Кухню в Порядок. Фото До/После
Ссылка на основную публикацию